Наши контакты: 801775-5-22-27 - c 8.00 до 19.00
В неделю Торжества Православия наша иконописец и, руководитель взрослой и детской иконописных студий, Евгения Булацкая рассказала о иконографии Воскресения Христова и о технологии написания иконы.
В христианском искусстве изображение самого момента Воскресения Христова отсутствует ,т.к.этот момент остаётся тайным и непостижимым для человека.Обычно иконами «Воскресения Христова» называли те,где изображалось сошествие Христа во ад ,явление Христа после воскресения или явление ангела женам-мироносицам,т.е.»Жены-мироносицы у Гроба Господня».Этот сюжет мы встречаем в искусстве уже в III веке.Он был чрезвычайно популярен во всех видах церковного искусства(иконах,мозаиках,фресках,миниатюрах),т.к.именно женщины стали первыми свидетелями воскресения Христа.Согласно Евангельскому повествованию на иконах изображается погребальная пещера,в которой находится пустой гроб с лежащими пеленами и платом,который был на главе погребенного Христа,не с пеленами лежащий,но особо свитый на другом месте(Ин.20:6-7).У гроба восседают ангел или два.Продолжает композицию шествие жён с дарами в руках,идущих ко гробу с ароматами в руках,чтобы помазать тело Христа.На некоторых иконах можно встретить изображение поверженных воинов и Христа,стремящегося после воскресения в Небесный Иерусалим,изображённый вторым планом на иконе.
Следующим видом изображения Воскресения Христова является икона «Сошествия во ад»,основанная на апокрифических текстах.Главным образом,на «Евангелии от Никодима»,а также на «Слове о сошествии Иоанна Предтечи во ад»Евсевия Александрийского.Во аде Христос появляется как победитель в символе славы ,одежда Его сияет от света,освещая тьму ада.Господь ногами стоит на поверженных дверях преисподней,а на чёрном фоне бездны мы видим разрушенные замки,цепи и оковы адские.»Господь Величия снизошел в виде человека и осветил мрак вечный,и разрушил узы неразрывные…»По сторонам от Спасителя мы видим выходящих из раскрытых каменных гробов Адама и Еву,пророков, праотцов,проматерей.Господь исшел из ада и все святые последовали за ним.В самом низу адской бездны лежит связываемый «англилом» или «арханглилом»-сатана и демоны его,связываемые ангелами.
Греческое слово «икона» обозначает «образ».Древнейшие христианские изображения на библейские сюжеты в виде настенных росписей мы встречаем в катакомбах уже в I веке по Рождестве Христовом.«Мы делаем иконы тех, кои были людьми и слугами Божиими и носили плоть. В телесном виде мы изображаем не бестелесные какие-либо существа. Если же мы делаем иконы Бога, то есть Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, то мы изображаем Его так, как Он был видим на земле, находясь между людьми», — сказано в Слове Иоанна Фессалоникийского на VII Вселенском соборе.Поэтому честь,воздаваемая образу,восходит к первообразу,и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображённого на ней.
Традиционно каноническая икона пишется на доске натуральными минеральными красками(пигментами).Связующим для сухих красок является куриный желток,смешанный с консервантом(уксусом,вином).Пигменты тщательно перетираются и смешиваются с яичной эмульсией.Такая краска называется «яичной темперой».
На залевкашенную доску переносят рисунок святого-прорись.После икону(фон,нимб)золотят сусальным золотом.Золото в иконописи символизирует Божественный свет,благодать.После икону «раскрывают»-раскрашивают готовыми колерами.Далее обводят линии рисунка и выстраивают высветления,пробела,таким образом придавая фигурам объём.Чаще всего икона пишется от тёмного к светлому.После переходят к изображению волос,бород,ликов.Этот этап имеет название «охрение»,т.к.для написания ликов используют краску под названием «охра».
Когда икона готова,её надписывают,т.е.дают святому имя.Раньше именно через надписание икона становилась святым молитвенным образом.Сейчас же икону освящают в храме через окрапление святой водой.
Чтобы защитить красочный слой от повреждения и загрязнений,поверхность иконы покрывают олифой или специальным защитным лаком.